Theoretical prerequisites for establishing a waste management system in crop production
Kuznetsova N. A.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Download PDF | Downloads: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348025
Abstract:
The article considers the issues of state regulation of activities to ensure safe management of crop production wastes, which should be aimed at creating conditions conducive to the use of modern resource-saving technologies for processing secondary resources in the agro-industrial complex and ensuring high production efficiency and strengthening the competitive position of agricultural producers. The prospects of applying a systematic approach to the study of crop waste management and state regulation of this process are substantiated.
The results of the study are necessary for representatives of public and municipal authorities, as well as heads of agricultural companies to develop appropriate economic policies aimed at improving the efficiency of the agricultural sector in a rapidly changing external environment and limited resources.
Keywords: agriculture, crop production, waste, waste management, secondary resources
JEL-classification: Q13, Q17, Q18
Введение. В течение нескольких последних десятилетий оптимальное использование материальных ресурсов, в том числе природного происхождения, становится неотъемлемой частью успешного ведения хозяйственной деятельности во всех производственных отраслях.
В «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [13], утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 176, указаны основные вызовы и угрозы в сфере обеспечения экологической безопасности, к которым, в частности можно отнести рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды.
К проблемам обеспечения экологической безопасности внутреннего характера относятся: увеличение объема образования отходов при низком уровне их утилизации, деградация почв, недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом, разработка теоретических положений по формированию системы управления отходами отрасли растениеводства является актуальной и имеет высокую значимость как для экономики сельскохозяйственных организаций, так и для региональной экономики.
Целью исследования является обоснование необходимости применения системного подхода к вопросам обращения с отходами отрасли растениеводства и формирования системы управления ими.
Материалы и методы. На основании систематизации трудов ученых были определены основные теоретические подходы к формированию системы управления отходами отрасли растениеводства.
Основная часть. Согласно Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления считаются «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства» [14].
Россельхознадзор поясняет, что к органическим отходам растениеводства относятся: солома и ботва с полей, листья и ветви плодовых деревьев, шелуха от переработки готовой продукции и многое другое. Долю этих отходов используют для кормления сельскохозяйственных животных либо оставляют в полях для удобрения пашни. Большая часть отходов хранится на полигонах до их естественного разложения и преобразования в органическое удобрение.
В современной ситуации, когда экономика страны в целом, сельского хозяйства в частности, подвергается отрицательному внешнему воздействию, как никогда становится актуальным поиск и внедрение новых процессов и технологий, позволяющих повысить эффективность производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и выйти на новый уровень доходности и рентабельности [3].
Одним из важнейших элементов в решении этих задач является использование отходов производства, организация их повторного применения, в том числе при изготовлении новой, не связанной с основным профилем деятельности, продукции, сопутствующих товаров, создании условий для перехода на полное либо частичное самообеспечение всеми необходимыми для производственных процессов ресурсами [10].
Благодаря повторному использованию отходы могут выступать экономическим ресурсом как для сельскохозяйственной организации, так и для промышленных предприятий. При этом операции, связанные с утилизацией, переработкой (рециклингом) или захоронением отходов, требуют определенных затрат. Все это указывает на необходимость формирования системы управления отходами производства продукции растениеводства.
Сформировавшаяся в нашей стране система управления отходами ориентирована, главным образом, на обеспечение экологической безопасности, прежде всего за счет запретов, ограничений и штрафов, а не улучшения условий утилизации отходов и их повторного применения [9].
Все большее число развитых государств в качестве конечной цели развития системы управления данной отраслью указывают стремление к нулевому выходу отходов.
Lehmann S., Zaman A. U., Devlin J., Holyoak N. предложили несколько эффективных способов минимизации отходов:
1) прекратить захоронение отходов на мусорных полигонах;
2) усовершенствовать процесс рекуперации (извлечение полезных компонентов для их повторного применения) и рециркуляции с целью превращения отходов в ресурсы;
3) разработать эффективную технологию по увеличению рекуперации ресурсов и уменьшению захоронения отходов на полигонах;
4) повысить эффективность объектов по сортировке мусора [1].
Для защиты окружающей среды и здоровья человека Рамочная директива ЕС 2008/98/EC «Об отходах» преследует две ключевые цели: предотвращение и уменьшение негативных воздействий, вызываемых образованием и удалением отходов, и повышение эффективности использования ресурсов. Директива определяет «иерархию отходов», предложенную Адом Лансинком в 1979 г., которую должны применять государства-члены ЕС в управлении отходами [5]. Предотвращение, минимизация образования отходов и их повторное использование являются наиболее предпочтительными вариантами, за которыми следует переработка (включая компостирование), затем рекуперация энергии, а уничтожение отходов через свалки должно быть самым последним средством.
Однако, несмотря на то, что совершенствование системы управления отходами было признано Европейским Союзом одной из главных проблем в области охраны окружающей среды еще в 1999 г., правительство Российской Федерации обратило внимание на эту проблему только в 2014 г.
Система управления отходами в Российской Федерации, согласно Федеральному закону №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации…», отражает приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, представленные на рисунке 1 [14].
Рисунок 1 – Система управления отходами в России (составлено автором по: [14])
Практика применения упомянутых направлений государственной политики в области обращения с отходами в основном ориентирована на формирование условий для уничтожения отходов (строительство мусоросжигающих заводов, мусоросортировочных комплексов) либо складирования и захоронения отходов (создание новых «мусорных» полигонов, приведение в соответствие новым требованиям порядка функционирования уже существующих).
Проблеме управления вторичными ресурсами посвящены научные труды известных отечественных и зарубежных ученых, в которых исследуются общетеоретические принципы и научно-методические подходы оценки эффективности переработки отходов с целью получения вторичного ресурса, основы организационно-экономического механизма управления отходами, аспекты мотивации субъектов хозяйствования в направлении извлечения ресурсов из отходов и их использования в народном хозяйстве. Это, прежде всего Балацкий О. Ф. [2], Бройде З. С. [3], Гирусов Э. В. [4], Назаренко А. В. [11], Щеткин Б. Н. [16], Шевченко Т. Н. [15] и др.
В результате проведенного исследования установлено, что одной из нерешенных задач на федеральном и региональном уровнях является создание такой системы управления отходами, которая позволила бы минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот отходов в качестве сырья и материалов, а также превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии [11].
Таким образом, становится очевидным, что без научно-обоснованной, системной, учитывающей международный опыт государственной политики в области управления отходами в частности и охраны окружающей природной среды в целом создание отрасли утилизации отходов не представляется возможным [9].
В исследованиях, проводимых в последнее время, применительно к сельскому хозяйству и, в частности, к отрасли растениеводства не предлагалось системного подхода к изучению вопросов переработки отходов, поступающих от растениеводческой деятельности и государственного регулирования этим процессом.
Системный подход необходим для того, чтобы обеспечить логическую последовательность исследования отрасли переработки отходов растениеводства, как вновь создаваемой системы: ее формирующейся организационной структуры, качественных характеристик созданной структуры, а также позиционирования относительно внешней среды и способности изменяться в ней и изменять ее.
Сущность данного подхода состоит в создании и внедрении мало- и безотходных технологий, позволяющих комплексно и максимально извлекать все ценные компоненты сырья, превращая их в полезные продукты, а также исключать или уменьшать ущерб, наносимый окружающей среде в результате выбросов отходов производства в воздух, воду и почву [15].
Системный подход к модернизации системы управления отходами растениеводства определяет необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, так как они:
– носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой эколого-экономического развития региона, а с другой – влияет на нее;
– являются приоритетными при формировании муниципальных целевых программ, т.к. их решение позволяет улучшить финансовое состояние и инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных организаций, а также повысить качество жизни населения области.
– имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований;
– не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют привлечения бюджетных средств.
Следует отметить, что чёткого понятия «система управления отходами» не установлено ни в одном законе, что делает затруднительным понимание сущности, так как не имеется четкого представления, что должно быть включено в данную сферу. Формирование представления, определение сущности и ключевых моментов происходит силами специалистов по окружающей среде, на основе специфики отрасли, финансовых возможностей предприятий и условий регионов.
Таким образом, проанализировав содержательные аспекты представленных дефиниций и концептуальные подходы к обращению с отходами, автором обобщено и представлено определение «система управления отходами».
Система управления отходами производства продукции растениеводства – это комплекс мероприятий организационно-экономического и нормативно-правового характера, направленных на экологически безопасное и максимально возможное извлечение ресурсов из отходов и их использование в хозяйственной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, а также на основании общих принципов построения систем управления, в сфере обращения с отходами растениеводства необходимо сформировать две следующие подсистемы:
1) управляющая, в которой субъектами управления являются органы государственного, регионального и муниципального управления, осуществляющие планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль процесса переработки отходов. Кроме того, субъектом управления осуществляется мониторинг образования отходов при производстве продукции растениеводства.
К элементам управляющей системы, кроме субъекта управления, относят методы и инструменты воздействия на объект управления, а также нормативно-правовое, научно-техническое, научно-методическое, информационное и финансовое обеспечение.
2) управляемая, представляющая собой объект управления, на который оказывает влияние управляющая система. В качестве объекта управляемой системы выступают хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с образованием и переработкой отходов отрасли растениеводства. К ним относятся:
– сельхозтоваропроизводители, занимающиеся выращиванием сельскохозяйственных культур;
– организации, осуществляющие разработку производства продуктов из вторичного сырья (диверсифицированного продукта), техники и технологий, материалов из которых они будут производиться;
– производители диверсифицированного продукта;
– потребители конечных продуктов (рисунок 2).
Данные субъекты экономической системы формируют рынок вторичных ресурсов. Их деятельность должна способствовать формированию спроса и предложения на:
– продукты, переработка которых технически возможна, экологически допустима и экономически целесообразна;
– вторичные ресурсы;
– продукты, произведенные с использованием вторичных ресурсов.
Изучение результатов зарубежных и отечественных исследований позволило установить, что переработка отходов, редко рассматривается во взаимодействии с сельским хозяйством (только в случае, если отдельные сельхозтоваропроизводители используют их как свою сырьевую базу), однако автор считает, что внедрение системы управления отходами в отрасль растениеводства может и должно стать драйвером развития не только отрасли сельского хозяйства, но и экономики региона через инновационные проекты, основанные на переработке вторичной продукции.
– методы и инструменты
воздействия на объект управления
– нормативно-правовое обеспечение – научно-техническое обеспечение – научно-методическое обеспечение – информационное обеспечение – финансовое обеспечение |
Механизм управления отходами растениеводства
|




Субъект управления
|
Цели и задачи управления отходами растениеводства
|






Внешняя среда
|




Система управления
Воздействия внешней среды
Непосредственные связи и взаимодействие элементов
Границы управляющей и управляемой подсистем
Обратные связи
Рисунок 2 – Модель системы управления отходами растениеводства (разработано автором)
На рынке продуктов произведенных с использованием отходов растениеводства пользуется спросом та продукция, в производстве которой заинтересован производитель. В связи с этим, спрос на разработку и производство таких продуктов будет формироваться посредством создания мотивации у производителя в их производстве. Эта мотивация может быть сформирована через непосредственное воздействие на производителя инструментов государственного регулирования.
Таким образом, производитель формирует предложение продуктов произведенных с использованием вторичного ресурса. Вместе с тем, для обеспечения эффективного использования отходов, будет недостаточно мотивировать только субъектов в области их переработки, необходимо использовать инструменты государственного регулирования по отношению к потребителям продуктов произведенных с использованием отходов. Поэтому для создания экономических стимулов, содействующих использованию отходов отрасли растениеводства, необходимо использовать организационно-экономический механизм, который согласовывает интересы субъектов экономической системы и органов государственного управления в области обращения с отходами. Такое взаимодействие является обоснованием создания нового формирования, как системы взаимосвязанных элементов, обладающей целостностью, структурностью и иерархичностью.
Мировой опыт свидетельствует, что для достижения высоких показателей в сфере обращения с отходами и их повторного использования необходимо использовать экономический инструментарий и методы прямого государственного регулирования.
Среди совокупности инструментов экономического стимулирования в сфере обращения с отходами как вторичными ресурсами наибольшее распространение получили [8, 9, 11]:
– льготное налогообложение предприятий, осуществляющих переработку вторичного сырья;
– кредитование предприятий, перерабатывающих вторичное сырье на льготных условиях;
– прямое финансирование программ научных исследований в области замены первичных материалов вторичными;
– целевые дотации на финансирование исследований в области рециркуляции ресурсов;
– субсидирование и предоставление дотаций предприятиям, осуществляющим переработку отходов;
– налоговый сбор с мусоросжигательных заводов;
– ускоренная амортизация основных фондов для предприятий, перерабатывающих отходы и др.
Свою эффективность показали инструменты прямого государственного регулирования, а именно:
– установление государством регламентированного уровня переработки отходов для регионов;
– запреты на размещение на свалке органических отходов, а также не прошедших переработку отходов и др.
Заключение. Обобщая сказанное, необходимо отметить, что система управления отходами производства продукции растениеводства по своей сути предполагает экологически безопасное извлечение ресурсоценных компонентов из отходов и их использование в производстве по более приоритетному направлению.
Также немаловажным аспектом, способствующим развитию циркулярной экономии отрасли растениеводства, является совершенствование системы управления отходами производства за счет разработки комплекса мероприятий организационно-экономического и нормативно-правового характера, направленных на экологически безопасное и максимально возможное извлечение ресурсов из отходов и их оптимальное использование в хозяйственной деятельности. Система управления отходами производства продукции растениеводства должна включать в себя методологический инструментарий системного и программно-целевого подхода, учитывающий сложившиеся в регионе тенденции формирования и утилизации отходов отрасли растениеводства.
References:
Balatskiy O.F., Ermolenko B.V., Zhulavskiy F.Yu. i dr. (1987). Bezotkhodnoe proizvodstvo: ekonomika, tekhnologiya, upravlenie. Okhrana prirody i vosproizvodstvo prirodnyh resursov [Waste-free production: economics, technology, management. Nature conservation and reproduction of natural resources] M.: VINITI. (in Russian).
Ermolaeva Yu.V. (2017). Globalnye skhemy upravleniya otkhodami: sotsiologicheskiy podkhod [Global waste management models: a sociological approach]. Nauchnyy rezultat. Sotsiologiya i upravlenie. 3 (3). 61-76. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9338-2017-3-3-61-76.
Girusov E.V. (1998). Ekologiya i ekonomika prirodopolzovaniya [Ecology and economics of environmental management] M.: «YuNITI». (in Russian).
Izhmulkina E.A., Ganieva I.A. (2015). Aktualnye voprosy sozdaniya i razvitiya agropromyshlennogo klastera v promyshlennom regione [Topical issues of the creation and development of agro-industrial cluster in the industrial region]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 29 (12). 7-9. (in Russian).
Kolpakidi D.V. (2013). Realizatsiya programmno-tselevogo podkhoda v protsesse sovershenstvovaniya gosudarstvennoy sistemy upravleniya razvitiem malogo i srednego predprinimatelstva [Implementation of performance-oriented approach in improving the state system of management of small and medium businesses development]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki. (2(42)). 40-53. (in Russian).
Kuznetsova N.A., Kozlova O.A. (2022). Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty upravleniya otkhodami otrasli rastenievodstva v regione [Organizational and economic aspects of waste management in the regional crop industry]. Economics and society: contemporary models of development. 12 (4). 251-262. (in Russian). doi: 10.18334/ecsoc.12.4.117358.
Kuznetsova N.A., Zinich L.V. (2021). Retsikling rastenievodcheskikh otkhodov kak faktor povysheniya effektivnosti deyatelnosti selskokhozyaystvennyh predpriyatiy [Recycling of crop waste as a factor of increasing the efficiency of agricultural enterprises]. Business. Education. Law. (1(54)). 210-214. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2021.54.177.
Lehmann S., Zaman A.U., Devlin J., Holyoak N. (2013). Supporting urban planning of low-carbon precincts: Integrated demand forecasting Sustainability. 5 (12). 5289-5318.
Nazarenko A.V. (2003). Nekotorye aspekty sovershenstvovaniya sistemy upravleniya otkhodami [Some aspects of improving the waste management system]. Vestnik of Orenburg State University. (6). 106-110. (in Russian).
Shevchenko T.I. (2011). Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy formirovaniya ekologo-orientirovannoy sistemy upravleniya vtorichnymi resursami [Organizational and economic foundations of the formation of an environmentally-oriented secondary resource management system] Sumy. (in Russian).
Страница обновлена: 07.03.2025 в 02:46:14